×
Отправить заявку
Абрис (в полиграфии) — контурная линия, указывающая границы отдельных красок или оттенков в цветном изображении.
Автокорректура — полуавтоматическая или автоматическая корректура на стадии компьютерного набора текста до вывода пополосного оригинала на бумагу (вывод твердой копии) или пленку (вывод фотоформ).
Атлас цветов — систематизированный комплект (набор) разнообразных образцов — цветных эталонов. Предназначен для определения (спецификации, анализа) оттенков цвета предметов посредством визуального сравнения их с эталонными цветами из атласа в условиях одинакового освещения. Оценка цвета предмета сводится к подбору в атласе близкого к нему по цвету образца. Атлас цветов используется при цветовой коррекции и при выборе цвета для фона (пятая краска) при подготовке издания к печати.
Афиша — реклама, одностороннее листовое издание, как правило, крупноформатное, оповещающее о публичном мероприятии и преднаначенное для расклейки.
Ахроматическая гамма — все градации серого цвета — от белого до черного.
Белизна бумаги — комплексное свойство бумаги, характеризующее степень приближения к белому по силе его яркости, высокой рассеивающей способности и минимальному цветовому оттенку. Зависит от компонентов бумажной массы (содержания беленой целлюлозы, древесной массы, наполнителей, красителей и др.). Определяется на фотометре, путем сравнения с эталонным образцом.
Биг — рубчик на картоне или обложечной бумаге, благодаря которому переплетная крышка легче раскрывается, а бумага легче сгибается, например, на буклетах.
Биговка — процесс нанесения прямолинейных углублений — бигов.
Бинарный цвет — новый цвет, получаемый на оттиске при печатании двумя красками разных цветов. Например, все оттенки зеленого цвета можно получить на оттиске при наложении в процессе печатания голубой и желтой красок в разных соотношениях.
Брошюра — непериодическое издание, объемом от 5 до 48 страниц, в мягкой обложке, в виде сброшюрованных и скрепленных листов печатного материала.
Брошюра со «своей» обложкой — брошюра, у которой в качестве обложки использованы ее первая и последняя страницы.
Брошюровка — совокупность операций: листоподбор, скрепление, подрезка.
Буклет — как правило, многокрасочное издание, отпечатанное на одном листе, сфальцованное любым способом в два и более сгибов (гармошкой, дельтаобразно, с поперечным фальцем и т.д.).
Верстка — 1) процесс формирования и монтажа полосы издания; 2) оттиск, направляемый на корректуру.
Выборочное лакирование — лакирование оттиска не по всей поверхности, а только на отдельных его участках. Для выборочного лакирования используют печатные формы способов трафаретной, высокой или офсетной печати.
Выворотная печать (выворот) — печать фона черной или цветными красками, при которой незапечатанным остается только текст. Используется как прием оформления.
Высечка — вырубка при помощи острозаточенного штампа печатных изделий. Может быть любой конфигурации. Обычно проводится на небольшой пачке листов.
Градация — постепенность перехода — (в полиграфии) определенный последовательный ряд величин оптических характеристик оттиска, оригинала, фотоформы, расположеных по возрастанию или убыванию. Градация является важной характеристикой при описании и оценке полутоновых изображений. Градация является мерой изобразительной информации иллюстраций. Понятие градации тона отражает количественные различия ’между тонами изображения. В полиграфии различают градации изображения истинные или искусственно созданные. Изображения с истинными тонами называют полутоновыми, как правило, это оригиналы иллюстраций. Изображения с искусственно создаными тонами называют растровыми (штриховые изображения имеют только два уровня градации — белое и черное) Градации тона растровых изображений передаются растровыми элементами, которые при восприятии глазом с нормального расстояния для чтения воспринимаются не как отдельные элементы, а как непрерывный тон градации. Функциональная зависимость градации изображения, до и после преобразования в процессе печатания, определяется градационной характеристикой. Она является основой программирования полиграфического технологического процесса.
Градация серого — различные ступени серого — от белого до насыщенного черного (или наоборот).
Доля листа — часть бумажного листа, которую составляет страница по отношению к формату бумажного листа бумаги. Доля листа зависит от количества сгибов при фальцовке. В России приняты обозначения, например, 60 х 90 1/32 или 70 х 100 1/16. За рубежом принято обозначать формат издания в мм.
Допечатные процессы — все стадии полиграфической технологии, связанные с подготовкой издания к печати (набор, цветоделение, обработка текста и изображения, верстка полос издания, монтаж и раскладка полос на печатном листе), до изготовления печатной формы включительно.
Дополнительный тираж — выпуск в свет дополнительного количества экземпляров издания без переработки и изменения.
Засечка — поперечный элемент на конце основного штриха буквы.
Иллюстрация — дополнительное наглядное изображение (чертеж, рисунок, фотография и др.), поясняющее, украшающее или дополняющее основную текстовую информацию; размещается на страницах и других материальных элементах конструкции издания.
Кадрирование — выделение части изображения (кадра) при подготовке издательского оригинала. Используется для приведения части изображения к заданному формату, а также при компьютерной обработке отдельных деталей изображения.
Каландрированная бумага — бумага, пропущенная через каландр для придания ее поверхности повышенной гладкости и лоска. Для тех же целей каландрированию подвергают картон.
Кегль — измеряемый в пунктах размер шрифта, по его высоте. Включает высоту очка и заплечики. Некоторые кегли имеют названия, например, — перл, петит, корпус, цицеро и др.
Клапан — (в брошюровочно-переплетном производстве) часть обложки (суперобложки), загибаемая внутрь книги, папки.
Клеевое бесшвейное скрепление — скрепление клеем элементов блока страниц по корешку.
Колонтитул — элемент структуры издания, содержащий некоторые справочные данные об издании, например, фамилию автора, заглавие книги (журнала, статьи), заголовок раздела, начальные буквы или заголовки статей в словарях, помещаемые над текстом каждой страницы.
Комбинированная печать — применение на одном оттиске двух или более способов печати при воспроизведении одного оригинала.
Конгрев — Выдавливание бумаги для получения выпуклого рельефного изображения.
Корректура текста — исправление ошибок в тексте корректором или оператором при работе с соответствующей компьютерной программой, а также внесение изменений или дополнений в текст автором или редактором.
Ламинирование (ламинация) — Защитное покрытие изображения на бумаге специальной пленкой. Защищает изображение от атмосферных и других воздействий. Различается глянцевая и матовая ламинация.
Линиатура растра — параметр, характеризующий растровую структуру количеством линий на единицу длины. Типажный ряд растров: 20, 24,30,34,36,40,44,48,54, 60,70, 80, 100, 120, 150, 160 линий/см. Вследствие развития электронного растрирования количество линий в одном сантиметре может быть и дробным, например, 39,5; 59,5. В компьютерном растрировании чаще используются единицы измерения линиатуры в линиях/дюйм или мм-1, например 150 линий/дюйм или 8 мм-1.
Листовая бумага — бумага, выпускаемая в листах определенного формата.
Листоподбор — эта операция необходима при изготовлении брошюр или других заказов, где требуется разложить тираж в номерном порядке, например сложный прайс-лист из нескольких страниц. Схема действий при листоподборе следующая: отпечатанный тираж раскладывается на лотки листоподборщика — на первый лоток укладывается пачка первых страниц блока, на второй — пачка вторых и т. д. Листоподборщик собирает последовательно листы с каждого лотка и собранный блок подается в приемный лоток. Если брошюра имеет больше листов, чем лотков у аппарата, то подборка осуществляется комплектами, а затем они объединяются в блок вручную.
Листопрогон — каждое прохождение запечатываемого листа через печатную машину, независимо от числа наносимых на него красок.
Макет (оригинал-макет) — oбразец конечного продукта (обычно хранится в электронном виде), по которому в дальнейшем будет изготавливаться продукция.
Макетирование — процесс создания оригинал-макета. Сначала собираются исходные материалы: текст, картинки, эскизы, рисунки, фотографии. При необходимости, исходные материалы проходят вторичную обработку: проверка орфографии, обработка изображений (сканирование, ретушь и пр.). Затем происходит верстка макета — все компоненты размещаются в модуль нужного формата; подбирается шрифт для текста (начертание, размер букв); вставляются обработанные изображения.
Малотиражное издание — издание, отпечатанное ограниченным тиражом (до 1000 экз.)
Масса (обычно называют «плотность») бумаги — масса единицы площади бумаги, определенная по стандартному методу и выраженная в граммах на 1 м2. Приблизительно определяет ее толщину.
Мелование бумаги — нанесение на бумагу покрытия, состоящего, в основном, из пигмента и клеящего вещества, для облагораживания или придания специальных свойств поверхности листа.
Многокрасочная (полноцветная) печать — полиграфическое воспроизведение оригинала несколькими печатными красками.
Набор текста — создание из текста оригинала текстовых форм с помощью компьютера, фотонабора, металлического машинного или ручного набора и пр.
Нумерация — печатание последовательно меняющихся номеров на отдельных видах полиграфической продукции, (например — на дисконтных картах, билетах, туристических ваучерах, ценных бумагах).
Обработка изображений — преобразование исходного изображения с помощью ЭВМ издательской системы (растрирование, цветоделение, частотная, градационная и цветовая коррекция и пр.) к виду, пригодному для полиграфического воспроизведения, и вывод его на материальный носитель.
Обработка текста — ввод, редактирование, корректура текста, формирование полос и распечатка текстов в издательской системе.
Однокрасочная печать — полиграфическое воспроизведение оригинала одной краской любого цвета.
Односторонняя печать — печатание только на одной стороне запечатываемого материала
Открытка — листовое издание установленного формата, отпечатанное с одной или обеих сторон, на материале повышенной жесткости (плотная бумага, тонкий картон, пластик).
Оттиск — изображение на запечатываемом материале, полученное полиграфическим способом.
Пантон — цвет, однозначно описанный цифровым выражением формата CMYK по специальной шкале пантонов.
Перфорация — 1) система отверстий, расположенных в линию, в листовом или рулонном материале, обеспечивающая легкий разрыв материала по этой линии. Создается при помощи специальных перфорационных ножей; 2) система отверстий, предназначенная для транспортировки бумаги в печатающих устройствах.
Плашка — сплошное покрытие печатной краской поверхности запечатываемого материала
Плёнка, вывод плёнок — промежуточный продукт при печати офсетом. Цветовая гамма цифрового макета раскладывается на четыре составляющих цвета, по каждому из которых выводится пленка с соответствующим изображением. Поскольку точность цветопередачи при такой технологии не идеальна, то дополнительно могут выводиться пленки для специальных цветов (пантонов), если при печати необходимо точно воспроизвести определённый цвет
Подрезка — это завершающая стадия в процессе изготовления брошюр. После фальцовки и скрепления внутренние листы брошюры выдаются за край обложки — подрез листов устраняет этот недостаток и край брошюры становиться ровным и аккуратным.
Полноцветная печать — допустимое обозначение многокрасочной печати.
Полутоновое изображение — плоскостное изображение, состоящее из микроэлементов, каждый из которых может иметь одно из теоретически бесконечного количества уровней яркости (оптической плотности). Полутоновое изображение имеет промежуточные переходные тона между самым темным и самым светлым участками. Чем меньше количество полутонов, тем контрастнее изображение, а если полутона отсутствуют, изображение — штриховое.
Разворот — две соседние страницы (левая — четная, правая — нечетная) издания.
Разрезка (резка) — разделение резанием оттисков, листов бумаги или картона на отдельные части заданных форматов.
Редактирование — обработка и подготовка текста к публикации (исправление, ввод нового текста, перемещение его частей и пр.).
Ретушь — дополнительная ручная или электронная обработка изображения для устранения дефектов, изменения его геометрических, града-ционных, цветовых и частотных характеристик.
Ризография — этот термин происходит от названия цифрового дупликатора японской фирмы «RISO» — ризографа. Цифровые дупликаторы предназначены для высокоскоростной (обычно монохромной) печати на бумаге формата А6-А3. Оптимальная область применения дупликаторов лежит между фотокопировальными аппаратами (ксероксами) и офсетными машинами, что определяется низкими затратами на изготовление копии при хорошем качестве копирования в диапазоне от 50 до 10000 копий. При изготовлении средних тиражей цифровые дупликаторы наиболее предпочтительны, поскольку имеют наименьшую, по сравнению с другими печатными устройствами, себестоимость оттиска.
Рулонная печатная машина — ротационная печатная машина для печатания на непрерывном полотне запечатываемого материала, разматываемого с рулона.
Сканер — устройство для оцифровывания и ввода двухмерных изображений в ЭВМ издательской системы. Различают планшетные, барабанные, проекционные сканеры. Проекционные сканеры еще называют слайдовыми, хотя и планшетные, и барабанные тоже сканируют слайды, но проекционные работают только со слайдами.
Сканирование — процесс поэлементного анализа изображения по заданной траектории. Применяется для ввода штриховых и растровых изображений в ЭВМ издательской системы при подготовке издания к печатанию.
Скрепление — применяется при изготовлении брошюр и другой многолистовой продукции. Различают следующие виды скрепления:
Термоклей — клеящая композиция, наносимая на материал в расплавленном состоянии при температуре более 100°С и затвердевающая в течение 1–2 секунд после охлаждения. Используется при бесшвейном клеевом скреплении.
Термоподнятие — придание наносимой краске высоты для создания рельефного изображения.
Тираж — суммарное количество экземпляров печатного издания одного названия.
Тиснение — создание изображения на бумаге, картоне или полимерном материале давлением штампом при нагреве, иногда с дополнительным использованием фольги (тиснение фольгой) и краски.
Тиснение бумаги — изменение фактуры поверхности бумаги и получение тисненной бумаги, путем создания с помощью тиснильного каландра рельефного или прозрачного рисунка (имитирующего водяной знак). Тисненные бумаги используют при печатании рекламных и художественных изданий.
Тонер — красящее вещество, применяемое в репрографических копировально-множительных аппаратах и лазерных принтерах, для создания видимого изображения.
Торшонирование — (в полиграфии) придание корешку книжного блока шероховатости перед нанесением клея при клеевом бесшвейном скреплении.
Фальцовка — это сгибание бумаги, например при изготовлении брошюр с металлическими скрепками формата А4, тираж печатается на формате А3, с последующей однократной фальцовкой (сгибом) пополам каждого листа бумаги. Перед фальцовкой обычно выполняют биговку.
Формат — 1) (в полиграфии) размеры листов полиграфических материалов, готовых продуктов или полуфабрикатов, например, оригинала, фотопленки, печатной бумаги, набранного текста, газеты; 2) (в издательских системах): а) способ расположения или представления данных; б) соответствие между битами данных и изменением намагниченности поверхности носителя.
Форматирование текста — электронное преобразование текста, состоящее в формировании абзацев, строк и полос, в соответствии с требуемым форматом полосы.
Цветная печать — процесс печатания оттисков с использованием хотя бы одной цветной краски.
Цветность (красочность) — количество цветов, используемых при печати. Для офсетной печати — количество составляющих цветов (при полноцвете — 4). Обозначается цветность выражением Х+Y, где Х — количество цветов на лицевой стороне, а Y — на оборотной. Примеры:
Цветоделение — разделение цветного изображения на отдельные одноцветные равномасштабные изображения. При синтезе в процессе печатания с цветоделенных однокрасочных печатных форм с определенной точностью воспроизводится цветное изображение оригинала.
Цветопередача — психологически точное воспроизведение на оттиске цветов и цветовых оттенков оригинала при сравнении двух изображений в одинаковых условиях освещенности.
Цветопроба — получение контрольного цветного изображения на материальном носителе или на цветном экране видеотерминального устройства. Различают аналоговую (растровую), полутоновую (цифровую) и экранную цветопробы.
Шрифт — 1) графическая форма знаков определенной системы письма; 2) комплект литер, воспроизводящий какой-либо алфавит, а также цифры и знаки. Шрифты различаются по характеру рисунка (гарнитуре), наклону (прямой, курсивный, наклонный), насыщенности (светлый, полужирный, жирный), размеру (кеглю) и т.д.
Штриховое изображение — плоскостное изображение, состоящее из элементов, которые могут иметь только один уровень яркости (оптической плотности) по отношению к фону. Например, чертежи, графические рисунки, изображения, выполненные линиями.
Заказать звонок
Отправить заявку